Семь самураев

Семь самураев

Семь самураев

Есть фильмы лёгкие и незатейливые. Даже режиссёры, их снявшие, не будут скрывать, что эти фильмы существуют для одноразового просмотра. Они нужны, чтобы развеселить зрителя, позволить ему отдохнуть, расслабиться – и на большее даже не претендуют. Пример такого фильма – «Несносные боссы», о котором я писал в прошлом обзоре.

Есть фильмы, скажем так, с претензией. Вроде того же «Времени» — у них есть своя идея, они чему-то учат, им регулярно достаются Оскары и Золотые Глобусы… Но процесс их съёмок не отличается от процесса съёмок сотен других фильмов, их бюджеты не бьют рекорды, а режиссёр с продюсером не пытаются пригласить целое созвездие актёров.

А есть фильмы эпохальные. Фильмы, которые изначально задумываются как явление в мировом кинематографе. Фильмы, которые режиссёр планирует как главное творение в своей жизни. Фильмы, на которые не принято жалеть бюджета и плёнки. К таким картинам относятся «Унесённые ветром», «Звёздные войны», «Властелин колец»… К ним относятся и «Семь самураев» — фильм, для многих ставший символом восточного кино.

Семь самураев

Семь самураев

Шедевр Куросавы первого до последнего кадра говорит – его снимали в расчёте на то, что он станет эпохой. Об этом говорит прежде всего длительность и, скажем так, «неторопливость» фильма. Режиссёр без проблем позволяет себе добавить в фильм сцену, где самураи воруют у спящего часового меч, а потом втолковывают ему – часовой не должен спать на посту. Эта сцена никак не связана с остальными, но Акира Куросава решил, что без неё никак не обойтись.

В итоге фильм с незатейливым сюжетом (деревне угрожает банда налётчиков, спасти крестьян вызываются семь самураев) длится больше 200 минут. Куросава вплёл в сюжет и проблему социального расслоения (любовь простолюдинки и самурая), и тактические премудрости защиты деревни от бандитов, и, конечно, много из кодекса чести самурая. После таких фильмов история японских войн становится интересной миллионам, так же как другие эпопеи заставляют людей интересоваться Великой Отечественной или исследованиями космоса.

Чем фильм хорош, так это натуральностью. Собственно, слова «хорош» тут мало – на мой взгляд, «Семь самураев» и стали культовым фильмом именно благодаря потрясающей, берущей за душу правдоподобности. Голод и любовь, преданность и жестокость, месть и страдания – всё это показано так правдоподобно, что местами просто пугает. Отличный, кстати, фильм для товарищей, мечтающих жить в Средние Века. Крестьяне, не имеющие возможности питаться рисом и живущие на одном просе – это не выдумки Куросавы, а исторический факт.

В целом, «Семь самураев» в миллионный раз подтвердили слова Черчилля. То, что на Востоке стало едва ли не лучшим фильмом в истории, на Западе воспринимается, мягко говоря, с трудом. Фильм выглядит слишком затянутым, паузы – неестественными, множество сцен – лишними. А батальные сцены сейчас смотрятся так же наивно, как спецэффекты в четвёртом эпизоде «Звёздных Войн». Чувствуется, что над ними очень много работали, старались, но с тех пор киноиндустрия сделала сто шагов вперёд. Когда самурай убивает очередного врага, а его меч после от чистоты – это выглядит комично.

Я, пожалуй, впервые обойдусь без оценки. «Семь самураев» — явление в истории кинематографа, которое просто выше любых оценок. «Война и мир» тоже не каждому придутся по душе, и виноват в этом будет явно не Лев Толстой. А фильм, наверное, всё-таки посмотреть каждому. Скорее всего, вам он понравится больше, чем мне.


 
Статья прочитана 294 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
raquo;', 'Один отзыв raquo;', 'Один отзыв

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Города мира
Украинская музыка

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      

Skype   milik_84

ICQ       197262589